Ich bin Ich
При создании своей философской системы Гегель исходил из разработанной Шел-лингом философии тождества и лежащего в ее основе принципа тождества бытия и мыш-ления. Правда, в отличие от Шеллинга, он полагал, что тождество мышления и бытия, как исходное состояние мирового духа, не является абсолютным, а изначально содержит в себе различие. Ведь только благодаря этому различию оно могло стать динамичным первонача-лом, “побудительной причиной” всего сущего. Более того, он считал, что первоначальное состояние абсолюта или мирового духа было разумным и сознательным, а не стихийным и бессознательным, как полагал Шеллинг. Всеми этими положениями Гегель отмежевывает-ся не только от Шеллинга и Фихте, но и от Канта. Опираясь на принцип тождества мышле-ния и бытия, Гегель тем самым признает бытие познаваемым и, следовательно, полностью отвергает кантовскую идею непознаваемости “вещи в себе”.
Второй принцип, который Гегель закладывает в основу своей философии и находя-щийся в тесной связи с его интерпретацией принципа тождества – это принцип развития. Согласно этому принципу, первосущность или абсолют (который Гегель называет также “мировым духом” или разумом и “абсолютной идеей”) пребывает в непрерывном развитии, в ходе которого он все глубже постигает собственное содержание и, таким образом, пере-ходит от абстрактных (бессодержательного или бедного содержанием) своих определений к самоопределениям все более конкретным, все более содержательным. Отсюда следует, что саморазвитие абсолюта (абсолютной идеи) и его самопознание суть одно и то же. Сам абсолют, таким образом, не есть какая-то неизменная субстанция, а скорее он лишь результат развития, т.е. абсолют представляет собой сущность, осуществляющуюся путем своего развития.
Абсолютная идея Гегеля отличается от платоновских идей, помимо уже сказанного, двумя существенными моментами. Во-первых, она, как сущность мира, пребывает внутри него и поэтому более напоминает спинозовскую субстанцию. Следовательно, в противопо-ложность платоновско-схоластическому теизму, Гегель продолжает пантеистическую тра-дицию Нового времени. Во-вторых, она, как самостоятельное первоначало или первосущ-ность, пребывает в постоянном становлении, в непрерывном развитии, отличаясь, тем са-мым, и от субстанции Спинозы. В данном отношении она скорее напоминает творческого субъекта предшествующих представителей немецкой философии. Поэтому логично ска-зать, что в своей абсолютной идее Гегель фактически синтезирует спинозовскую субстан-цию и фихтеанско-шеллинговское “Я”.
В своем саморазвитии, т.е. на пути к полному познанию собственного содержания, абсолютная идея проходит три основных этапа, которые можно обозначить как логический, природный и духовный. Исходя из этого и в силу того, что абсолютное знание, т.е. фило-софия, должна, по мнению Гегеля, воспроизвести этот путь, он делит философию на три части: науку логики, философию природы и философию духа. Однако, поскольку абсолют-ная идея есть не что иное, как абсолют или Бог, постольку три указанных составных части гегелевской философской системы должны, соответственно, выявить и изобразить бытие Бога до сотворения им мира, бытие Бога в его творении и, наконец, бытие Бога, возвра-щающегося из своего творения к самому себе в виде человеческого духа. Таким образом, идея развития у Гегеля принимает такой вид, что ее не так-то просто усвоить. Гегель ут-верждает, что абсолютный субъект или понятие порождает природу, которая в свою оче-редь порождает человеческий дух. Но это означает лишь то, что и природа, и дух уже по-тенциально существуют в понятии, в его движении, в диалектике его категорий. Отсюда и задача философии показать, что все конкретные эмпирические формы природной жизни, животной и общественного бытия человека, образовавшиеся в процессе мировой истории есть лишь различные ступени или моменты абсолютного духа. Они как бы в свернутом ви-де, идеальным образом содержатся в абсолюте, в диалектике понятия еще до начала свер-шения исторического процесса. А отсюда и получается, что основная философская наука – это логика, задача которой и состоит в априорном изображении идеального развития форм или категорий абсолютного духа. Развитие же форм или категорий у Гегеля происходит таким образом, что за каждой более абстрактной и в этом смысле более “низшей” бессо-держательной формой следует более “высшая”, т.е. более конкретная и содержательная.
Второй принцип, который Гегель закладывает в основу своей философии и находя-щийся в тесной связи с его интерпретацией принципа тождества – это принцип развития. Согласно этому принципу, первосущность или абсолют (который Гегель называет также “мировым духом” или разумом и “абсолютной идеей”) пребывает в непрерывном развитии, в ходе которого он все глубже постигает собственное содержание и, таким образом, пере-ходит от абстрактных (бессодержательного или бедного содержанием) своих определений к самоопределениям все более конкретным, все более содержательным. Отсюда следует, что саморазвитие абсолюта (абсолютной идеи) и его самопознание суть одно и то же. Сам абсолют, таким образом, не есть какая-то неизменная субстанция, а скорее он лишь результат развития, т.е. абсолют представляет собой сущность, осуществляющуюся путем своего развития.
Абсолютная идея Гегеля отличается от платоновских идей, помимо уже сказанного, двумя существенными моментами. Во-первых, она, как сущность мира, пребывает внутри него и поэтому более напоминает спинозовскую субстанцию. Следовательно, в противопо-ложность платоновско-схоластическому теизму, Гегель продолжает пантеистическую тра-дицию Нового времени. Во-вторых, она, как самостоятельное первоначало или первосущ-ность, пребывает в постоянном становлении, в непрерывном развитии, отличаясь, тем са-мым, и от субстанции Спинозы. В данном отношении она скорее напоминает творческого субъекта предшествующих представителей немецкой философии. Поэтому логично ска-зать, что в своей абсолютной идее Гегель фактически синтезирует спинозовскую субстан-цию и фихтеанско-шеллинговское “Я”.
В своем саморазвитии, т.е. на пути к полному познанию собственного содержания, абсолютная идея проходит три основных этапа, которые можно обозначить как логический, природный и духовный. Исходя из этого и в силу того, что абсолютное знание, т.е. фило-софия, должна, по мнению Гегеля, воспроизвести этот путь, он делит философию на три части: науку логики, философию природы и философию духа. Однако, поскольку абсолют-ная идея есть не что иное, как абсолют или Бог, постольку три указанных составных части гегелевской философской системы должны, соответственно, выявить и изобразить бытие Бога до сотворения им мира, бытие Бога в его творении и, наконец, бытие Бога, возвра-щающегося из своего творения к самому себе в виде человеческого духа. Таким образом, идея развития у Гегеля принимает такой вид, что ее не так-то просто усвоить. Гегель ут-верждает, что абсолютный субъект или понятие порождает природу, которая в свою оче-редь порождает человеческий дух. Но это означает лишь то, что и природа, и дух уже по-тенциально существуют в понятии, в его движении, в диалектике его категорий. Отсюда и задача философии показать, что все конкретные эмпирические формы природной жизни, животной и общественного бытия человека, образовавшиеся в процессе мировой истории есть лишь различные ступени или моменты абсолютного духа. Они как бы в свернутом ви-де, идеальным образом содержатся в абсолюте, в диалектике понятия еще до начала свер-шения исторического процесса. А отсюда и получается, что основная философская наука – это логика, задача которой и состоит в априорном изображении идеального развития форм или категорий абсолютного духа. Развитие же форм или категорий у Гегеля происходит таким образом, что за каждой более абстрактной и в этом смысле более “низшей” бессо-держательной формой следует более “высшая”, т.е. более конкретная и содержательная.
да!)))
гегельсо своим растроением всего что только можно - нереальное мозгоеб***о))))
да, поймала меня)
там есть и более невменяемые посты по этому поводу)
но я сдал это все таки)
давай! если че -спрашивай))))